X Всероссийская научно-практическая конференция по экологическому образованию и просвещению.

   26-27 мая в Ханты-Мансийске состоялась X Всероссийская научно-практическая конференция по экологическому образованию и просвещению в интересах устойчивого развития под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. В этом году тема конференции – «Новые векторы экологического образования в интересах устойчивого развития регионов». В конференции участвовали 126 человек – эксперты, педагоги, преподаватели вузов, студенты, общественники, добровольцы, сотрудники ООПТ, учреждений культуры и дополнительного образования. Среди участников – представители Казахстана и Беларуси, 21 регион России и 16 муниципалитетов Югры.

   В адрес организаторов и участников конференции поступило видеообращение от ответственного секретаря Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, советника министра иностранных дел России Григория Орджоникидзе.

   «На одном из заседаний госсовета по экологии президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил, что еще в начале XX века Владимир Иванович Вернадский предупреждал, что наступит время, когда людям придется взять на себя ответственность за развитие и человека, и природы. И такое время наступило. Безусловно, все мы понимаем необходимость технического прогресса и экономического роста, однако при этом важно соблюсти экологический баланс, минимизировать риски загрязнения окружающей среды и негативные антропогенные воздействия. В России развиваются специальности, связанные с экологией и разработкой технологий, направленных на сохранение и защиту окружающей среды. В вузах страны создаются кафедры ЮНЕСКО экологической направленности. Большое внимание уделяется вопросам педагогики и подготовки учителей. Особый акцент ставится на знаниях и навыках, необходимых для обеспечения устойчивого развития современного общества. В этом плане имеется солидный опыт у Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Здесь проводятся ежегодные конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО, где ребята делятся практическим опытом решения экологических проблем. Перед школьниками стоит задача не только представить свой регион, но и разработать и реализовать социально значимый проект», – отметил Григорий Орджоникидзе.

   Исполняющий обязанности руководителя Природнадзора Югры Александр Бирюков отметил, что экологическая политика в Югре занимает важное место в стратегии развития региона, ведь от качества окружающей среды зависит здоровье людей и экологическое благополучие территорий.

   Главным событием конференции стало пленарное заседание «Новые векторы экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития регионов». Экспертами выступили советник секретариата Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Министерства иностранных дел России Ксения Гавердовская, исполнительный директор сети ассоциированных школ ЮНЕСКО в Российской Федерации Наталья Ларионова, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук Анатолий Захлебный.

   «Основная цель деятельности ЮНЕСКО в сфере образования – сделать качественное образование реальностью для каждого ребенка, молодого человека или взрослого. Идея вовлечения в деятельность ЮНЕСКО коллективов образовательных учреждений была реализована в 1953 году в рамках создания сети ассоциированных школ ЮНЕСКО. На сегодняшний день сеть объединяет более 11,5 тысячи организаций в 182 странах. Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО – один из более успешных и продолжительных проектов организации. Российская сеть школ сформировалась в 1957 году, она органично влилась в международную сеть и активно использует огромный потенциал в области повышения качества образования в деле реализации приоритетных направлений ЮНЕСКО. В России 378 сертифицированных ассоциированных школ ЮНЕСКО, в нашей стране созданы и успешно функционируют 9 региональных центров, один из которых находится в Ханты-Мансийске. Вся проектная деятельность в школах – это познавательная, творческая исследовательская работа, направленная на реализацию глобальных целей ЮНЕСКО, а также на достижения общего результата процесса проектной деятельности. Специфика проектов сети заключается в том, что они сосредоточены на ценностях ЮНЕСКО, развивают и используют инновационные подходы, сотрудничают со школами-единомышленниками», – отметила Наталья Ларионова.

   В программе конференции также – тематические секции и мастер-классы.

   На конференции рассматривались вопросы повышения качества экологического образования и просвещения, развития сети ассоциированных школ ЮНЕСКО, развития системы дополнительного экологического образования.

   Особое место в работе конференции было отведено распространению инновационного опыта и лучших практик в области экологического образования и просвещения и способам активного вовлечения детей и молодежи в эколого-просветительскую и природоохранную деятельность.

   Главный хранитель музейных фондов музейно-просветительского центра «Отражение», учитель истории и МХК, руководитель ШЛ «Родник» Ольга Стыцюк в работе секции экологического просвещения «Экологическое просвещение как средство формирования экологической культуры населения» с отчетом о ходе реализации международных проектов «Красная книга глазами детей», «Мы в ответе за тех, кого приручили».